По материалу «Вуду в подвале: гаитянские верования в Бруклине».
Автор текста Майлс Литтл (Myles Little)

Ирландское католическое воспитание способствовало возникновению у фотографа Шеннон Таггарт (Shannon Taggart) стойкого интереса к религиозному искусству и ритуалам. После знакомства с медиумами северной части штата Нью-Йорк, верящими, что они могут общаться с мертвыми, Таггарт переехала в Бруклин в 2005 году и занялась документированием гаитянских верований Вуду.

Таггарт задумала свой проект после того, как встретила Мамбо (Mambo) – женщину-священника культа Вуду по имени Роуз Мари-Пьер (Rose Marie Pierre), которая заведует храмом в подвале невзрачного магазина в рабочем квартале округа Флэтбуш (Flatbush). Именно здесь Таггарт запечатлела образы священников и мирян, одержимых могущественными духами Лоа (Loa), которые действуют как посредники между человеком и дальним богом Вуду Бонди (Bondye). Большинство Лоа доброжелательны, некоторые злонамеренны, но каждый дух наделён собственной личностью, у каждого своя роль в мире, а также набор запросов и милостей. Практикующие Вуду считают, что эти духи – каждый по-своему – определяют нашу судьбу. С ними следует советоваться, их необходимо умиротворять.

Общение с Лоа требует тщательной подготовки и действий, уникальных для каждого конкретной духа. Практикующие указывают на Лоа, которого они хотят призвать, изображая «vever», или символ, с помощью кукурузной муки, посыпанной на пол. Они раскладывают пожертвования на алтаре и исполняют ритуальные песни и танцы. Когда Лоа входит в молящегося, говорит Таггарт, разыгрывается “дикая, очень напряжённая и интенсивная сцена”. Работая в черно-белом жанре, Таггарт тем не менее способна передать шумовой и энергетический накал этих ритуалов. “Там вопли и стенания … иногда прихожане носятся по комнате, как бы в замешательстве. Это может случиться внезапно и вызывает потрясение. Люди сразу же собираются вокруг одержимого, стараются помочь ему и поддержать, если он начинает падать”. Практикующие утверждают, что это состояние вызывает кратковременную амнезию. “Мамбо Роуз Мари всегда удивлена, а порой и шокирована, когда видит на моих снимках себя в состоянии «одержимости»”, – вспоминает Таггарт.

Массовая культура часто изображает Вуду как нечто тёмное и угрожающее, но не в состоянии правильно понять самые необычные элементы. Например, жертвоприношение животных проводится, чтобы омолодить и освежить Лоа после изматывающих церемоний. Таггарт говорит, что куры, свиньи, козы и коровы забиваются гуманно и сразу съедаются. В Гаити, где не было безопасного способа хранения мяса, этот ритуал служил людям регулярным источником нормального питания, объяснила Таггарт.

Другая часто неправильно понимаемая практика – это присутствие оружия в обрядах Вуду. Человек на слайде № 2 одержим воинственным духом по имени Огу (Ogoue). Он держит большое мачете как символ этого Лоа. Но, согласно Таггарт, такое оружие не используются для нанесения вреда другим людям. Наоборот, оно является реликтом времён рабства, и практикующие культ гаитянского Вуду сделали его символом своей веры – так же, как крест, это орудие преследования христиан, превратился в символ их веры. Эти практики, несущие печать исторической и психологической необходимости, далеки от того жуткого поведения, которое часто изображают в фильмах и фольклоре.

В декабре 2012 года несколько практикующих из Бруклина прошли двухнедельный обряд посвящения на Гаити. Их сопровождала Мамбо Роуз-Мари и Таггарт, которая собиралась фотографировать церемонию. Тогда она сообщила: «Я ещё не знаю, что я там увижу, но уверена, что это будет нечто особенное», – говорит она.

Шеннон Таггарт – фотограф из Бруклина.

Мамбо Кармен (Carmen) одержима духом Лоа Клемезин (Klemezin), 2010. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Кармен (Carmen) одержима духом Лоа Клемезин (Klemezin), 2010. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер пытается поймать дух Лоа Эрзули Дантора во время праздника в честь Лоа. 2011 год. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер пытается поймать дух Лоа Эрзули Дантора во время праздника в честь Лоа. 2011 год. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер входит в состояние одержимости на празднике в честь духа Лоа Эрзули Дантор. Здесь её ведут в заднее помещение храма, где она наденет наряд, сшитый специально для Дантора. 2011 год. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер входит в состояние одержимости на празднике в честь духа Лоа Эрзули Дантор. Здесь её ведут в заднее помещение храма, где она наденет наряд, сшитый специально для Дантора. 2011 год. Фото: Shannon Taggart

Лоа Эрзули Дантор выходит из женщины. 2009 г. Фото: Shannon Taggart

Лоа Эрзули Дантор выходит из женщины. 2009 г. Фото: Shannon Taggart

Дух Лоа Эрзули Дантор (Erzulie Dantor) овладевает женщиной. 2009 г. Фото: Shannon Taggart

Дух Лоа Эрзули Дантор (Erzulie Dantor) овладевает женщиной. 2009 г. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Рита становится одержима духом Лоа Геди (Ghede). 2011 г. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Рита становится одержима духом Лоа Геди (Ghede). 2011 г. Фото: Shannon Taggart

Жрицы танцуют, зазывая духов Лоа в кувшины, удерживаемые в равновесии на головах. "Когда Лоа входят в кувшины, тела Мамбо сотрясаются", - вспоминает Таггарт. 2012 год. Фото: Shannon Taggart

Жрицы танцуют, зазывая духов Лоа в кувшины, удерживаемые в равновесии на головах. “Когда Лоа входят в кувшины, тела Мамбо сотрясаются”, – вспоминает Таггарт. 2012 год. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер, одержимая духом Лоа Эрзули Гран (Erzulie Gran), благословляет девушку перед её первым причастием. Фото: Shannon Taggart

Мамбо Роуз Мари-Пьер, одержимая духом Лоа Эрзули Гран (Erzulie Gran), благословляет девушку перед её первым причастием. Фото: Shannon Taggart

На женщину – члена семейства нисходит дух Лоа Боссу (Bossu), 2011 год. Фото: Shannon Taggart

На женщину – члена семейства нисходит дух Лоа Боссу (Bossu), 2011 год. Фото: Shannon Taggart

Одержимому воинственным духом Лоа Огу передаётся мачете Огу, 2009. Фото: Shannon Taggart

Одержимому воинственным духом Лоа Огу передаётся мачете Огу, 2009. Фото: Shannon Taggart