Автор текста и фотографий: Срджан Зивулович (Srdjan Zivulovic), Reuters.
Веленье, Словения (Velenje, Slovenia)
Переведено специально для PixaNews

К работе над этим репортажем я приступал с волнением и радостью. Мне предстояло сфотографировать молодого дизайнера и его деревянные пинхол-камеры (пинхол-камера – от англ. рinhole – булавочное отверстие – фотоаппарат без объектива, роль которого выполняет маленькая дырочка). Фотографирование древним способом, без объектива и на пленку – в этом действительно есть нечто особенное. Работая в течение длительного времени с цифровой техникой, я привык к легкости и скорости съёмки, редактирования и передачи отснятого материала клиентам агентства Ройтерс. Теперь же я должен был вспомнить все процедуры и хитрости, которыми пользуется фотограф, снимая на плёнку формата Лейки и обрабатывая эту плёнку в лаборатории.

Пленка среди деревянных камер-обскур на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Пленка среди деревянных камер-обскур на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Вот почему я благодарен молодому и неунывающему дизайнеру и фотографу Элвису Халиловичу (Elvis Halilović) за возрождение идеи и разработку новых моделей камеры-обскуры.

Набор деревянных пинхол-камер на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Набор деревянных пинхол-камер на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Получив образование в Академии изобразительного искусства и дизайна в Любляне, Элвис занялся изготовлением пинхол-камер. Эта идея пришла ему в голову в качестве альтернативы быстрым способам мышления производителей современных цифровых аппаратов. Камера была сделана для долгосрочного использования и в качестве дизайнерского объекта, который может передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение. Он подметил, между прочим, что молодёжь сегодня желает использовать свои приобретённые знания и практические навыки в области традиционной фотопечати.

Деревянная пинхол-камера на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Деревянная пинхол-камера на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Деревянная пинхол-камера, папка с негативной фотопленкой и ноутбук на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Деревянная пинхол-камера, папка с негативной фотопленкой и ноутбук на рабочем столе в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Потратив несколько лет на развитие своей идеи, он в конце концов открыл собственное предприятие с помощью краудсорсинг-сайта “Кикстартер” (Kickstarter). Вопреки ожиданиям, его проект получил поддержку и финансирование почти в 11 раз больше запрашиваемого. 1100 заказов на изготовление пинхол-камер является доказательством того, что Элвис находится на пути “возвращения в будущее”.

Элвис Халилович изготавливает пинхол-камеру в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович изготавливает пинхол-камеру в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Камера выполнена из двух разных пород дерева (ореха и клёна) и 14 крошечных магнитов. Вместо линзы у камеры имеется отверстие диаметром 0,2 мм. Это означает, что её фиксированная диафрагма – 126, а выдержка долгая – вплоть до нескольких минут. Элвис разработал камеры-обскуры для шести различных форматов плёнки – от классической Лейки до 9 × 12 см.

Элвис Халилович позирует перед пинхол-камерой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович позирует перед пинхол-камерой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович позирует перед пинхол-камерой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович позирует перед пинхол-камерой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис изготавливает камеры из ореха и клена. Они бывают разных размеров и их стоимость варьирует в пределах $ 70 – $ 200. Халилович рассказал, что он может создавать около 100 камер в неделю.

Элвис Халилович проявляет фотопленку в фотолаборатории дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович проявляет фотопленку в фотолаборатории дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович заряжает пинхол-камеру пленкой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович заряжает пинхол-камеру пленкой в дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович снимает природу на пинхол-камеру. Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович снимает природу на пинхол-камеру. Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович демонстрирует как зарядить пленкой пинхол-камеру. Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович демонстрирует как зарядить пленкой пинхол-камеру. Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович сушит негативы в фото-лаборатории дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Элвис Халилович сушит негативы в фото-лаборатории дизайн-студии «Ondu». Село Лопатник, окрестности города Веленье, 27 июня 2013 года. Фото: REUTERS/Srdjan Zivulovic

Поснимав в формате Лейки, я почувствовал, будто вернулся в 1972-й – тот самый год, когда я впервые взял в руки камеру и отснял свою первую плёнку, которую обрабатывали в лаборатории. Радостно было рассматривать через лупу проявленную плёнку, разложенную на лайтбоксе, как в старые добрые времена. Так что ещё раз спасибо, Элвис, и удачи на твоём пути “назад в будущее”.