Сегодня, 7 февраля, исполняется 200 лет со дня рождения величайшего английского романиста – Чарльза Диккенса. Его перу принадлежат известные с детства каждому «Приключения Оливера Твиста», он выдумал раскаявшегося скрягу Эбенезера Скруджа, в написанной им «Рождественской песне». Он написал «Большие надежды», «Повесть о двух городах», «Дэвида Коперфильда»…
Представляем редкие архивные фотографии, а также 10 необычных фактов об известном писателе.
Чарльз Диккенс не оканчивал начальной школы (grade school). Когда Чарльзу Диккенсу было 11 лет, он работал на фабрике по производству крема для обуви.
На фотографии: Диккенс с дочерью и подругой
(Hulton Archive / Getty Images)
Живя в ужасной нищете, подросток из Лондона тайком писал рассказы. Но в публикациях ему отказывали. Наконец, рассказ напечатали, и редактор, не уплатив ни шиллинга, все же похвалили его. Похвала изменила жизнь этого мальчика. Им был Чарльз Диккенс.
На фотографии: Чарльз Диккенс, 1868 год
(Hulton Archive/Getty Images)
Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью». Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.
Чарльз Диккенс, 1860 год.
(Hulton Archive/Getty Images)
«Какая-то незримая сила влечёт меня в морг», – однажды признался Диккенс. Речь идет, прежде всего, о парижском морге, где на протяжении XIX века на всеобщее обозрение выставлялись неопознанные тела. Диккенс питал странную привязанность к этому месту. Он мог проводить там целые дни напролет, захваченный видом трупов утонувших бродяг и прочих никем не востребованных останков. Чувство, которое овладевало им в те моменты, писатель называл «притягательностью отвратительного».
Чарльз Диккенс, 1860 год
(John & Charles Watkins/Hulton Archive/Getty Images)
В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ганс Христиан Андерсен. Андерсен с Диккенсом познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и вот, 10 лет спустя, датчанин решил воспользоваться данным ему приглашением. Беда в том, что за эти годы в жизни Диккенса все очень изменилось и усложнилось — он был не готов принять Андерсена, а тот прожил у него почти пять недель! «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает» — в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Бедолага Андерсен стал мишенью для насмешек многочисленного потомства Диккенса, а когда он уехал, папа Диккенс оставил в его комнате запись: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять недель, которые показались нашей семье годами».
На фотографии: Чарльз Диккенс, 1860 год
(Hulton Archive/Getty Images)
Чарльз Диккенс назвал злостного негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин – точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.
На фотографии: Чарльз Диккенс в Нью-Йорке, 1868
(J. Gurney & Son/Hulton Archive/Getty Images)
В различных государственных и частных коллекциях и музеях сохранилось более 10 000 писем, написанных Диккенсом различным корреспондентам.
На фотографии: Чарльз Диккенс, 1868 год.
(J. Gurney & Son/Hulton Archive/Getty Images)
С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кейт Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время она беспрекословно выполняла любое указание Диккенса. С годами он не только перестал любить свою жену, но и начал ее просто презирать.
Чарльз Диккенс в молодости, 1838 год.
(Hulton Archive/Getty Images)
Диккенс всегда спал головой к Северному полюсу. «Он утверждал, что ни в каком другом положении спать не может».
На фотографии: Комната в доме Чарльза Диккенса на Даути-стрит, 48, Холборн, Лондон. Здесь Диккенс и его семья жила с 1837 по 1839 год. Теперь здесь разместился музей Чарльза Диккенса.
(Hulton Archive / Getty Images)
Диккенс до того ненавидел памятники, что в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался и все-таки заказал монумент. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та, в конце концов, нашла пристанище в филадельфийском Кларк-парке.
Чарльз Диккенс, 1850 год
(Rischgitz / Hulton Archive / Getty Images)