Текст и фотографии: Алессандро Бьянки (Alessandro Bianchi), Reuters.
Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.
Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.
Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.
Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.
Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.
Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом – таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией – методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.
Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.
Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.
Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.
В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.