Автор текста и фотографий: Леонард Фёгер (Leonhard Foeger), Reuters.
Хёэнцелль (Hohenzell), Австрия
“Конечно, вы можете прийти к нам и поснимать. У нас тут нет никаких секретов, а вы получите реальное представление о сексуальной жизни племенных быков – как это происходит в наши дни”, – сказал мне по телефону Йозеф Мизенбергер (Josef Miesenberger), руководитель станции искусственного осеменения в Хёэнцелле, когда я попросил разрешения сделать фоторепортаж о скотоводстве в Австрии.
В нашем воображении скотоводство подразумевает зелёную травку, деревья и корову с быком, которые уединяются в своём естественном мирке, чтобы произвести потомство так, как это делалось с незапамятных времён.
Но когда в шесть утра я прибыл в центр осеменения у села Хёэнцелль, я обнаружил там здание с огромными амбарами и лабораторией внутри.
Меня встретил Йоханнес (Johannes), один из смотрителей быков. Он проводил меня внутрь. Там я должен был переодеться в зелёный комбинезон и ботинки, прежде чем мне было позволено войти в стойло, где содержится около 50 быков, отобранных для селекции. Их резкий запах тут же ударил мне в нос. Моя оптика моментально запотела из-за высокой влажности в помещении. Я смог понаблюдать, как завтракают самые дорогие и эксклюзивные быки Австрии. Джозеф (Josef), другой смотритель быков, предупредил меня, чтобы я просто вёл себя как один из обслуги и воздержался от съёмок, пока быки ко мне не привыкнут: они сразу чувствуют чужого и начинают нервничать. Через какое-то время я всё же принялся снимать. Быки поглядывали на меня с любопытством – и только.
В 7:30 все было готово к процедуре сбора семени в специальном зале рядом со стойлом. Каждый бык должен сдавать сперму дважды в день по вторникам и пятницам, с небольшим перерывом между процедурами. Быки весят от 600 до 1100 кг (от 1322 до 2425 фунтов) и могут легко ранить людей, находящихся рядом с ними. Железные столбы между стенами и центральной частью холла создают “зону безопасности”, где можно укрыться, если вдруг бык решит ослушаться или сбежать.
Чтобы бык эякулировал, он должен запрыгнуть на искусственную корову либо на другого быка – в зависимости от того, что ему больше нравится. Меня предупредили, чтобы я был осторожен и всегда следил за быками. Через некоторое время быки помоложе и помельче приступили к выполнению своих обязанностей. Они прошлись вокруг искусственной тёлки, потом вернулись, чтобы осмотреть быка, заменяющего корову, ещё побродили по залу, а затем один из быков внезапно вскочил на своего коллегу, пытаясь овладеть им.
Ветеринарный врач Франц (Franz) тут же подбежал к этой паре, чтобы вмешаться и собрать семя. Всё это длилось лишь несколько секунд – я даже не успел ничего толком сфотографировать. Франц посмотрел в колбу и сказал: “Ну что ж, не так уж много на этот раз, этот бык ещё молод. Вот подожди, когда появится наш супергерой Вилле (Wille) – он скоро будет здесь”.
Наконец явился Вилле, родившийся в апреле 2006 года. Держа его на привязи, Йоханнес медленно провёл быка по холлу, позволяя оценить ситуацию. Вилле весит около 1100 кг (2425 фунтов) – слишком много, чтобы спаривать его с другими быками. Он должен использовать искусственную корову.
Вилле обнюхал искусственную корову, отошёл назад, потом приблизился, снова попятился и вдруг прыгнул. Доктор Франц схватил быка и попытался направить струю спермы в колбу, которую он держал в другой руке. Брызги летели во все стороны, в том числе и в лицо доктору, но, наконец, ему удалось наполнить семенем контейнер. Он с гордостью показал его мне, щурясь, потому что часть семени попала ему в глаза.
Вилле уже произвёл 375 000 порций спермы, которая продается по всему миру в селекционных целях.
Франц передал колбу лаборанту Ламберту для проверки качества и количества, прежде чем образец будет заморожен. Ламберт взял каплю и обследовал её под микроскопом. После этого сперму разбавят и оставят на несколько часов в холодильнике при температуре 4 градуса по Цельсию (39 градусов по Фаренгейту). В тот же день разбавленный образец поместят в маленькие зелёные пластиковые цилиндры с именем быка, датой и номером, указанными на них, и заморозят в жидком азоте при температуре минус 196 градусов Цельсия (минус 320 градусов по Фаренгейту).
Георг, глава отдела доставки, уточнил заказы различных клиентов и упаковал образцы в стандартные контейнеры для отправки автомобилем или самолётом.
Я ещё оставался в лаборатории, когда туда пришли все смотрители быков – Йоханнес, Питер, Йозеф и Франц. Они позвали меня выпить по рюмочке после трудного, но интересного рабочего дня в центре осеменения. Потом мы разошлись по домам, чтобы увидеть наших детей. А вот быкам из Хёэнцелля вряд ли когда-либо доведётся увидеть своих отпрысков.