Карлос Барриа (Carlos Barria), Reuters.
Улан-Батор, Монголия
Когда солнце прячется за холмы, окружающие монгольскую столицу Улан-Батор, Балджирджанцан Отгонсерен (Baljirjantsan Otgonseren), 32, выходит из юрты (монг. – «гэр») – традиционного шатра монголов – чтобы позвать дочь домой. Девушка следит за последними солнечными лучами, озаряющими палаточное поселение, известное как “Район юрт”. Район юрт – это обширная жилая зона, которая в течение последних десяти лет разрослась настолько стремительно, что превратилась из скопища временных трущоб в реальную административную единицу.
Как и многие другие обитатели этого района, Отгонсерен и её семья переселились в столицу из степей в поисках новых возможностей для лучшей жизни. Они отказались от традиционного кочевничества в пользу городской стабильности и шанса принять участие в быстром экономическом росте страны. Свою роль в этом сыграли и недавние стихийные бедствия. Например, в 2010 году “зуд” (“Zud”) – так в Монголии называют чрезвычайно снежные периоды – способствовал тому, чтобы многие кочевники решили навсегда обосноваться в одном месте.
По данным Центра национальной переписи населения 2010 г., в столицу ежегодно переезжает примерно от 30 до 40 тысяч человек. Монголия считается страной с наименьшей в мире плотностью населения: 2,8 млн. человек занимают площадь более 1,5 миллиона квадратных километров (580000 квадратных миль).
В то же время столица Монголии неожиданно столкнулась с проблемой острой нехватки жилья в регионе: 60 процентов населения вынуждено ютиться в Районе юрт. По данным Всемирного банка улан-баторцы часто испытывают затруднения с водоснабжением, соблюдением санитарии и прочих базовых норм.
Жители Улан-Батора отмечают, что районы юрт, как правило, разрастаются быстрее после тяжелых зим. В 2010 году суровые холода нанесли 4,5-миллионный урон поголовью скота в монгольских степях, и многие пастухи-животноводы столкнулись с огромными трудностями. В ту зиму Монголия потеряла примерно десятую часть своего скота: глубокий снег отрезал доступ к пастбищам и кормам. “Зуд” 2010-го стал худшим за последние несколько лет, когда температура опускалась до минус 40 градусов по Цельсию или ниже (минус 40 градусов по Фаренгейту) в 19 из 21 провинции Монголии.
В результате, обедневшие семьи скотоводов потянулись в трущобы на окраине Улан-Батора, и городские власти с трудом справлялись с обеспечением минимальных удобств для вновь прибывших. Из гера, где живёт Отгонсерен с двумя детьми, открывается захватывающий вид на центр города, но условия существования в юртах суровы. Там нет даже проточной воды и дорог с твердым покрытием.
Зимой, когда температуры падают до минус 30 градусов по Цельсию (минус 22 градусов по Фаренгейту), большинство жителей Района юрт вынуждено сжигать уголь в железных печах, чтоб согреться. От этого некогда синее небо чернеет, и Улан-Батор, согласно Всемирной организации здравоохранения, превращается в один из самых загрязненных городов мира.