Автор фото и текста: Зигфрид Модола (Siegfried Modola), Агентство Ройтерс
Местоположение: Хамад-Иль (Hamad-Ile), Эфиопия
Абду Ибрагиму Мохаммеду (Abdu Ibrahim Mohammed) было 15 лет, когда он начал водить караваны верблюдов, чтобы вывозить соль из опалённой солнцем пустыни Северной Эфиопии. Эта пустыня считается одним из самых жарких мест на Земле.
Сейчас ему уже 51 год, он на пенсии, а верблюдов водит его сын, продолжая многовековую торговлю «белым золотом» из Данакильской котловины (Danakil Depression), где почти никогда не бывает дождей, а среднегодовая температура составляет 94 градуса по Фаренгейту (34,4 по Цельсию).
Но традиция добывания соли из плит земной коры и её перевозки на верблюдах постепенно изживает себя: через северный регион Афар (Afar) пролегла асфальтированная дорога.
Хотя эта дорога сильно облегчила доставку соли из Данакильской котловины, местные соледобытчики и торговцы серьёзно опасаются за свою независимость: новая трасса открывает доступ для крупных промышленных горнодобывающих компаний, использующих механизированные методы добычи, а это приведёт к значительному сокращению рабочих мест.
“Большинство местных жителей зависит от соляных караванов, поэтому мы не высказываем особого энтузиазма по поводу планов крупных компаний обосноваться здесь”, – говорит Абдулла Али Нур (Abdullah Ali Noor), начальник каравана и сын лидера клана в посёлке Хамад-Иль, расположенном на краю соляной пустыни.
“Всё должно решаться сообществом. Мы предпочитаем придерживаться прежних методов”, – добавил он.
Асфальтированная дорога свяжет горный город Мекеле (Mekele) с деревней Даллол (Dallol) в Данакильской котловине. Это суровый, но необычайно красивый регион солончаков и вулканов, настоящее географическое чудо, которое известный британский исследователь пустынь Уилфред Тесиджер (Wilfred Thesiger) однажды назвал “страной смерти”.
Путь от Мекеле до Берахиля (Berahile) раньше занимал пять часов, теперь на это потребуется не больше трёх. От города Берахиль можно за два дня добраться на верблюдах до солевых залежей Афара (Afar), где находятся основные источники кристаллического пищевого продукта Эфиопии.
Эфиопия – одна из стран Африканского Рога. Обладая уникальной культурой и историей, она на протяжении веков страдала от голода, засух и правительственных переворотов. Новые дороги постепенно превращают экономику этой не имеющей выхода к морю страны в одну из самых быстроразвивающихся на континенте.
Будучи крупнейшим производителем кофе в Африке, Эфиопия всё ещё остается страной сельскохозяйственной: на его долю приходится 46 процентов валового внутреннего продукта и 85 процентов занятости. Но население страны составляет почти 94 млн. человек, что выводит Эфиопию на второе место в Африке и привлекает внимание иностранных инвесторов, которым жизненно необходимы новые рынки.
На юге Данакильской котловины, в соляном заповеднике озера Афдера (Afdera), промышленное производство соли уже ведется.
По словам Нура, в 2011 году в пустынные равнины вблизи Хамад-Иле пришла компания Берхане и Зевду ОПКОО (Berhane and Zewdu PLC), чтобы заняться разработкой соляных месторождений.
Вожди кланов усмотрели в этом угрозу для своего древнего промысла и объединились, чтобы выступить против проекта. Согласно местным жителям, компания покинула их места год спустя, опасаясь саботажа своего оборудования.
Тем не менее, Нур приветствует строительство новой дороги.
“Новое шоссе облегчит доступ к рынку, а это принесёт выгоду и возможности для развития нашему региону”, – утверждает Нур.
Развитие, о котором он говорит, заметно в Берахиле, куда приходят караваны с солью, чтобы оставить свой груз. Отсюда он будет доставлен в другие части страны. Большинство местных жителей прямо или косвенно участвуют в соляном бизнесе.
За последние четыре года в город были проведены телефонные и электрические линии. В 2010 году для содействия развитию отрасли была создана Берахильская Солевая ассоциация, а недавно построенный магазин соли является на данный момент крупнейшим зданием в городе.
“Тысячи людей выигрывают от этого: соль отсюда следует во все остальные регионы страны”, – говорит глава ассоциации Дерасса Шифа (Derassa Shifa).
Пока что традиция и современность сосуществуют: организация покупает соль у караванов, которым требуется четыре дня на дорогу до солончаков и назад, а затем продаёт её купцам, которые вывозят соль грузовиками.
Соляные блоки, которые когда-то использовались в качестве денежной единицы, продаются по всей Эфиопии – в основном, фермерам, чтобы обеспечить их скот необходимыми минералами. Эфиопия обладает самым большим поголовьем скота на Африканском континенте.
Жизнь всё ещё сурова для тысяч погонщиков верблюдов и добытчиков соли, которые используют традиционные мотыги и топоры, чтобы вырубать «белое золото» из грунта в Данакильской котловине.
Многие соледобытчики живут в Хамад-Иле и предлагают свои услуги различным караванам.
Эта работа, какой бы изнурительной она ни была, по-прежнему привлекает тысячи человек на раскалённые солончаки.
“Вы забываете о солнце и жаре, – говорит 45-летний Кидане Берхе (Kidane Berhe), погонщик верблюдов и продавец соли. – Однажды я лишился друга в этой соляной пустыне. Он слишком много работал, не укрываясь от солнца. В конце концов, он просто рухнул замертво”.