Дандора, Кения. С приближением рассвета городская свалка на окраине Найроби превращается в сцену для трудновообразимого зрелища. Солнечные лучи, словно вестники из потустороннего мира, пробиваются через завесу пара и биогаза, выделяющегося в результате разложения органики, и дыма. Запах гниющего мусора, скопившегося в течение четырех десятилетий на окраине 4-х миллионного города, настолько невыносим, что стоит комком в горле.
Марабу, завсегдатаи африканских свалок, не обращая внимания на копошащихся людей, перелетают с места на места в поисках гниющих остатков пищи. Среди людей с не меньшим энтузиазмом в мусоре копошатся свиньи и собаки. Над свалкой постоянно висит гул. Из-за лая собак, карканья птиц, криков людей, визга свиней вас не покидает ощущение, что вы попали в адский зверинец. Эту свалку нельзя назвать подходящим местом для работы и отдыха, но для тысяч людей – это единственный источник пропитания. Здесь они едят, спят, живут и отдыхают.
«Я прибыл сюда, чтобы лучше понять, как работает городская свалка Дандора – единственная свалка города Найроби, столицы Кении, самого густонаселенного города восточной Африки. Условия жизни людей, которые здесь работают, невыносимы», – рассказывает фотограф Мика Альберт.
Рахаб Ругуру, для которой свалка стала настоящим домом, копается в тлеющем мусоре с помощью куска железки, заменяющей ей грабли. Она, как и другие сборщики вторичного сырья, а их на свалке насчитывается около шести тысяч, работает с пяти часов утра вплоть до заката солнца. Ее дневной доход не превышает двух с половиной долларов США. На полигоне, площадь которого составляет не меньше 30 акров, она собирает металлолом, пластик, кости, пакеты из под молока, выброшенную электронику. Увы, она привыкла к своей работе. Запах не вызывает у нее рвотного рефлекса. Она не задумывается о своем будущем и об условиях жизни, которые угрожают как ее здоровью, так и здоровью ее детей, которые здесь копошатся с не меньшим энтузиазмом, чем взрослые. Ей попросту некогда думать об этом.
Представляем фоторепортаж Мики Альберта (Micah Albert), американского фотографа из Сакраменто, который побывал на свалке в Дандоре.
Также рекомендуем:
Свалка под названием «Планета Земля»
«Шахта» – крупнейшая свалка в Гватемале.
Свалка Сиемреап в Камбодже.
Свалка на окраине Порт-о-Пренса
Как ищут пищу на свалках в Канаде.
Жардим-Грамашо. Крупнейшая в мире свалка.
2012 год. Дандора, Кения. Мужчина уносит последний за этот день мешок с отходами, собранными на свалке. Мешок набит резиной, за которую мужчине, который живет в трущобах Корогочо, заплатят около 0,5 доллара США.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Предрассветный лучи расползаются по свалке, освещая одинокого сборщика мусора, который начинает свой рабочий день ни свет ни заря. Вдалеке виднеются огни трущоб Корогочо.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Сборщик вторсырья.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Ежедневно остатки салатов, недоеденные сэндвичи, куски хлеба, которые не доели пассажиры самолетов, приземляющиеся в Найроби, вывозятся на свалку Дандора. Каждое утро дюжины людей борются за объедки, которые вывозят грузовики на полигон.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Они едят все, что смогут найти. Они сортируют все, что представляет хоть какую-то ценность. Несъедобные отходы сортируются по большим мешкам, которые сборщики выносят со свалки.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Добыча.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Самые проворные взобрались на грузовик, до того как он успел разгрузить отходы.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Рахаб Ругуру (Rahab Ruguru) 42-летняя мать шестерых детей в возрасте от 4 до 17 лет, переехала поближе к свалке в 2007 году. Она живет в небольшом домике, напоминающем лачугу. До недавнего времени она владела небольшим крестьянским хозяйством в Эльдорете, Кения. Но вспыхнувшие после выборов беспорядки вынудили ее покинуть родные края.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. «Работая здесь, у меня есть возможность поддержать своих детей», – рассказывает Рахаб Ругуру (Rahab Ruguru) 42-летняя мать шестерых детей.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. «Конечно, это необычная работа. Отгоняя свиней, копаясь среди использованных презервативов, питаясь тем, что найду на свалке…ужасная работа. Но это работа, которую я должна продолжать», – рассказывает 42-летняя мать шестерых детей. Астма усложняет работу Ругуру. Токсично-ядовитый дым, поднимается над небольшими тлеющими очагами, разбросанными по свалке, и «растекается» по всему полигону. Несмотря на то, что Ругуру как матери больно смотреть на своих детей, работающих на свалке, все ее отпрыски, за исключением четырехлетнего ребенка, трудятся в Дандоре. После школьных занятий и на выходных они зарабатывают на свалке на учебники, обучение, школьную форму.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Парень по прозвищу Тайгер (Тигр) – привратник свалки Дандора. Водители столичных грузовиков платят его клану мзду за вывоз на свалку мусора. Он вырос, доедая остатки пищи авиапассажиров из аэропорта Найроби, и большую часть жизни провел на свалке Дандора.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Тайгер, привратник свалки, направляет грузовик к месту, где грузовик может выгрузить привезенную порцию «свежих» отходов. Сборщики мусора разразились проклятиями. Они кричат на Тайгера, чтобы он не направлял грузовик к месту, где сборщики еще до конца не управились и не успели разобрать горы мусора.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. У каждого из сборщиков вторсырья своя специализация. Некоторые собирают резину, древесину, пищевые отходы, другие – пакеты из под молочных продуктов, металлолом, пластмассу, картон и бумагу.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Сборщики мусора используют изогнутые куски арматуры в виде крюков, с импровизированными ручками, с помощью которых они целый день разгребают завалы.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. На краю свалки обычно работают те, кто предпочитает работать в одиночестве, собирая металлолом. Обычно они копошатся там, где долгое время горели костры, чтобы собрать то, что огню не удалось испепелить. У сборщиков металлолома должно быть железное дыхание. Они целый день вдыхают пепел и пыль, но за метал, платят на порядок больше, чем за картон или пластиковые бутылки.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Мусорщик, возвращаясь в родные трущобы, пересекает речку Найроби.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Недалеко от свалки собираются скупщики вторсырья. Обычно сборщики мусора не зарабатывают в день больше 2,5 долларов. На фотографии: покупатель ждет сборщиков пластиковых бутылок.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Сборщики мусора платят Тайгеру около 12 центов США за использование бильярдного стола для игры во время обеденного перерыва.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Рабочий день подходит к концу.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Новый рабочий день на свалке Дандора.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Сборщик вторсырья на свалке.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Семейная фотография.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Марабу кружат над свалкой Дандора.
Фотография: Micah Albert
2012 год. Дандора, Кения. Сборщики вторсырья на свалке.
Фотография: Micah Albert