Автор текста и фотографий: Эрик де Кастро (Erik De Castro), Reuters
Манила, Филиппины
Фотографировать бедноту мне приходится довольно часто: малоимущие составляют более четверти 97-миллионного населения Филиппин. Они также наиболее уязвимы во время стихийных бедствий – таких, как тайфуны, оползни и пожары, о которых чаще всего сообщают в средствах массовой информации.
В конце прошлого месяца Генеральный секретарь государственного агентства – Национального координационного совета по статистике – написал статью о том, что разрыв между богатыми и бедными филиппинцами в настоящий момент ширится. Хотя страна переживает сейчас экономический подъём – самый быстрый в Азии по данным текущего года – это идёт на пользу в основном работникам с более высоким уровнем дохода. В статье отмечается, что доходы богатых растут значительно быстрее по сравнению с доходами представителей низших классов.
Это навело меня на мысль сопоставить образы жизни богатых и бедных филиппинцев в одном фоторепортаже. Поначалу мне казалось, что отразить контраст между богатыми и бедными будет не так уж сложно, но в процессе работы над этим материалом я понял, что ошибался. Я посвятил более трёх недель сбору информации о двух семьях одной возрастной группы, но с разным уровнем дохода. Мне пришлось буквально следовать по пятам за членами каждой из этих семей, проводя с ними время даже в самые неудобные для общения часы.
Начал я с семьи Арнольда Болата (Arnold Bolata), 38-летнего отца четверых детей, который работает водителем мото-такси и грузового трехколёсного велосипеда, и его 33-летней жены Нэнси (Nancy), торгующей едой с лотка и подрабатывающей поваром в небольшой компании по производству лимонада. Они владеют двухкомнатной лачугой в бедном пригороде Кесон-Сити (Quezon city), к северу от столицы Филиппин – Манилы.
Арнольд и Нэнси встретили друг друга в этом же районе 11 лет назад. Все их четверо детей учатся в государственной школе, где обязательная годовая плата за обучение составляет всего 100 песо ($2,3) за каждого ребенка. Арнольд работает 16 часов в сутки, колеся по улицам даже в дождливые дни и отдыхая только по воскресеньям. Нэнси продаёт сладкие банановые закуски, которые она сама готовит. Их общий заработок составляет около 20 000 песо в месяц ($462) – этого хватает лишь на трёхразовое питание и покрытие основных хозяйственных расходов.
Войдя в дом семьи Болато, я сразу заметил по меньшей мере дюжину медалей за школьные успехи их детей, развешанные по стенам из фанеры на самых видных местах. “Мы как-то умудряемся пока сводить концы с концами”, – говорит Арнольд. – Я только молюсь, чтобы мы с женой не заболели”. Арнольд с нетерпением ждёт погашения кредита, полученного им на приобретение служебного мотоцикла – это несколько облегчит финансовое положение его семьи. “Для нас это прогресс, – говорит он. – Мы всё ещё не теряем надежды”.
Трудовая неделя Нэнси состоит из многочасового стояния за лотком и ежедневных пятикилометровых “прогулок” в школу с детьми. Чтобы хоть как-то расслабиться, она порой в конце недели посещает маникюрщицу, работающую прямо на тротуаре . “Для меня маникюр и педикюр – это способ релаксации. Так я освобождаюсь от стресса”, – говорит она.
***
Моим следующим объектом для наблюдения стала семья Аарона Касилага (Aaron Kasilag), 35-летнего отца четверых детей, служащего старшим консультантом по маркетингу в многонациональной компании, вовлечённой в электронную коммерцию. Его 39-летняя жена Пиа (Pia), бывший корпоративный менеджер международной авиакомпании, решила полностью посвятить себя семье и воспитанию детей, хотя временами также занимается ресторанным бизнесом. Они женаты уже 7 лет. Их двухэтажный дом в престижном районе к югу от Манилы имеет пять спален и пять ванных комнат. У них есть также три автомобиля и пять горничных. За обучение двоих старших детей в частной эксклюзивной школе они платят 250 000 песо ($6000) в год. Их третий ребёнок, трехлетний мальчуган, ходит в частный детский сад, расположенный вблизи от дома, а младший – совсем ещё малыш – пока что сидит с мамой. Трое старших детей в совершенстве говорят по-английски и превосходно воспитаны.
“Наш совокупный доход измеряется шестизначным числом, так что 10 процентов мне удаётся ежемесячно откладывать, – рассказывает Аарон. – Проработав в своей компании 2 года, я сумел купить новую машину, и это – прогресс. А сейчас я коплю деньги, чтобы приобрести ещё одну”. “Вместе с женой мы больше всего мечтаем о том, чтобы обеспечить стабильное будущее для наших детей “, – добавляет он.
Чтобы расслабиться после напряженного рабочего дня, Пиа любит ходить за покупками в супермаркет со своим трёхлетним сыном. За ними следуют две горничные, толкая перед собой вторую тележку с продуктами. “Это мой способ релаксации”, – улыбается она.
И богатые, и бедные семьи ставят перед собой одну главную задачу – обеспечить счастливое будущее своим детям. Хорошие родители, независимо от их доходов и социального положения, стараются проводить как можно больше времени с детьми, занимаясь их воспитанием и способствуя их развитию. Но путь к достижению этой цели не одинаков для представителей разных классов. Правительству следует задуматься над тем, как помочь малоимущим семьям извлечь максимальную выгоду из быстрого экономического роста страны.