Шесть лет назад Румыния вошла в состав ЕС. С 2007 по 2013 год ЕС выделил 20 миллиардов евро в виде финансовой помощи на развитие Румынии, в частности, на строительство и ремонт дорог, канализации и центральных линий теплоснабжения в бедных регионах. Деньги были направлены, в первую очередь, в провинцию. В теории, деньги ЕС доступны локальной администрации, но на практике местная администрация слаба и не подготовлена, чтобы эффективно использовать ресурсы Евросоюза. Примером тому может служить небольшой румынский городок Аниноаса.
Население румынского шахтерского городка Аниноаса составляет 4,8 тысяч человек. Во времена Социалистической Румынии здесь работала угольная шахта, но уже как много лет она закрыта. Молодежь покинула город, в Аниноасе остались одни старики и дети. За последние годы налоговые сборы в местный бюджет изрядно сократились. Доходы мэрии города составляют всего 4,2 млн. румынских леев ($ 1,25 млн.) и этих денег не хватает на выплату зарплат бюджетникам, оплату коммунальных услуг, ремонт инфраструктуры.
Многие дороги покрыты щебнем, некоторые районы города не подключены к системе канализации или газоснабжения. Есть городские здания, которые были построены сотню лет назад, и которые остро нуждаются в ремонте. Они не подключены к центральному отоплению, жители этих домов страдают во время морозов. Бывший мэр города Илие Ботгрос (Ilie Botgros) в 2006 году взял кредит на сумму в 3 млн. леев ($ 893 600) у румынского банка BCR, принадлежащего австрийскому Erste Bank. Кредит нужен был на погашение долгов города. Естественно, кредит погасить не удалось. В настоящее время долг города вырос до 5,7 миллионов леев. Из-за неоплаченных счетов уличное освещение в течение нескольких месяцев в прошлом году было отключено. Долги продолжают расти как снежный ком. Недавно Аниноаса стал первым румынским городом, объявившим о своем банкротстве.
Фотограф новостного агентства Ройтерс Богдан Кристел (Bogdan Cristel) побывал в городе и запечатлел жизнь румынского города-банкрота:
“Валеа Джиу (Jiu Valley) – в прошлом мощный угольный бассейн и один из центров горнодобывающей промышленности – переживает сейчас трудные времена. Добраться туда непросто. Ввиду ремонтных работ главная трасса закрыта для движения три дня в неделю, поэтому мне пришлось 7 часов петлять по объездным дорогам, чтобы попасть в Аниноасу – небольшой городок, расположенный в долине Джиу, примерно в 330 км (205 милях) от столицы Румынии Бухареста.
Аниноаса является самым старым городом в округе Хунедоара (Hunedoara). Первое его упоминание относится к 1453 году нашей эры. А в начале этого года он стал первым городом в Румынии, который официально объявил о своей неплатежеспособности. В этом маленьком городке, застроенном неказистыми домами и пошарпанными многоквартирными пятиэтажками коммунистической эпохи, живут, в основном, шахтёры.
Но угольная шахта была закрыта в 2006 году: устаревшее оборудование и низкая производительность сделали её совершенно нерентабельной. На сегодняшний день в долине Джиу действует всего лишь несколько угольных шахт. После закрытия шахты никаких новых рабочих мест в Аниноасе создано не было. На бывшей территории рудника пасутся козы и играют дети.
Административные здания пустуют и постепенно разрушаются, хотя на некоторых стенах всё ещё можно заметить надписи и предупреждения, сохранившиеся с лучших времён: “Пожалуйста, соблюдайте чистоту!”
В отсутствии перспектив молодёжь покидает Аниноасу и отправляется искать счастья за границей. Большинство из тех, кто остался тут, – пенсионеры. Их месячные пенсии – единственное, что как-то ещё поддерживает город наплаву.
Продукты здесь покупают исключительно в кредит, оплачивая счета в день выдачи пенсий. Если вы захотите взглянуть на списки должников и суммы, причитающиеся небольшим продуктовым магазинам, вам откажут под любым благовидным предлогом. Да, скажут вам, они существуют, но на них лучше не смотреть.
Я провёл в Аниноасе всего два дня. Сначала люди очень неохотно шли на контакт, а о съёмках не могло быть и речи. Но я не терял надежды, гуляя по улицам города и задавая всем одни и те же вопросы, так что на следующий день все прохожие уже знали меня и даже улыбались навстречу. Довольно скоро их скованность пропала, и я начал заводить друзей, которые стали приглашать меня к себе. Так мне удалось увидеть, как они живут.
Когда я спрашиваю их, как они относятся к тому, что город открыто заявил о своём банкротстве, они только пожимают плечами. Я говорю им, что Аниноаса вообще-то попала в неплохую компанию: американский город Детройт тоже банкрот. Они по-прежнему пожимают плечами. Сейчас они счастливы, что их улицы снова освещены. В прошлом году в городе несколько месяцев не было электричества.
Уже почти вечер, и хотя я голоден, у меня ещё куча дел здесь, в Аниноасе. Я поднимаю глаза и вдруг понимаю, почему местные жители так радуются по поводу уличного освещения: оно работает! Да здравствует банкротство!