Алла Ильинична Левушкина – старейший хирург не только России, но и всего мира! Сейчас ей 89 лет, за плечами – 68 лет трудового стажа и более 10 тысяч операций. Алла Ильинична до сих пор работает, ведет прием в поликлинике и проводит не меньше 4 операций в неделю. В ее жизни было много лишений, ей довелось пережить войну и голод, но она не утратила оптимизма, сохранила самое ценное для врача – желание помогать людям!
Старейший хирург России до сих пор проводит более сотни операций в год. За это 87-летнюю Аллу Левушкину и наградили премией «Призвание» в номинации «За верность профессии».
«В моем возрасте волноваться по такому поводу уже неприлично»,— вот что сказала Алла Левушкина, когда журналисты атаковали ее вопросами «Взволнованы ли вы, узнав о присуждении вам самой престижной врачебной премии «Призвание»?».
Алла Ильинична родилась в Рязани, здесь прошло ее детство и юность, здесь она окончила школу и пережила войну. Чтобы изучать медицину, уехала в Москву, но после окончания университета все равно вернулась в родной город и с тех пор там живет и работает. Свои детские и юношеские годы Алла Ильинична вспоминает с радостью, говорит о том, что это была беззаботная пора. А вот в медицинский она поступила не сразу: вначале не прошла по конкурсу в рязанский университет, а потом отправилась сдавать экзамены в Москву, но там возникла проблема с пропиской. Алла Ильинична – боец по натуре, столичную прописку она смогла оформить и все же оказалась за университетской партой.
Училась Алла Ильинична у настоящих мэтров медицины. Она с уважением вспоминает фамилии своих преподавателей – Попов, Синай, Петровский, Овчинников. Петровский и вовсе стал ее первым наставником-практиком, ему она ассистировала первую в своей жизни операцию.
Верность профессии Алла Ильинична хранит уже 63 года. «Вообще-то я хотела стать геологом — нравится мне походная жизнь, сложности, препятствия. Но потом прочла «Записки врача» Вересаева и решила поступать в медицинский — весьма романтическая барышня была. В 1945 году конкурс во Второй Московский медицинский институт имени Сталина был огромный, что еще больше меня подстегнуло. Мне говорили: «Ну куда ты лезешь, деревня», а я решила: рискну».
О первых студенческих годах Левушкина отзывается коротко: «Голодали мы, вот и все». Студентам выдавали талоны на питание, но какое там питание, суп — одна вода. Зато раз в месяц учащимся мединститута полагалась бутылка спирта, и с этим спиртом все бежали на базар, на пол-литра можно было выменять буханку хлеба.
«Выжили мы только благодаря тому, что питались в общежитии вскладчину. Мои родители, хоть и сами недоедали, но немного картошки из нашей рязанской деревни присылали. Другим студентам сало передавали, крупу. Так и держались. Помню, одной девочке привезли здоровенного леща. Это было что-то невероятное! Мы эту великолепную рыбину неделю ели, еще и суп сварили из обглоданных до блеска костей».
Из института Левушкина вышла «уже опытная: делала аппендициты, грыжи». Самого первого своего пациента запомнила: трахеотомию вместе с коллегой ему делали, а он как давай кашлять. «Кровь была даже на потолке. Ого, думаю, какую кровавую профессию я себе выбрала».
В родной Рязани молодой хирург стала трудиться в санитарной авиации. «Старым врачам не хотелось по области на вертолетах мотаться, меня посылали: «Дочка, давай, слетай». Так я 30 лет и летала, все на посылках, будто самая юная. Тогда пилотам давали специальные значки за часы налета, и они шутили, что мне тоже пора такой значок выдать — шутка ли, столько часов в небе. Но мне эта работа нравилась. Раньше ведь в районных больницах оперировали, а нас, областных хирургов, вызывали на самые сложные случаи. Было дело, даже в сарае грудную клетку зашивала: самострел в легкое, все вывалилось, транспортировать больного было невозможно. Ничего, выжил. А однажды нас в селе встречали волки — пилот не хотел приземляться, боялся: «Сожрут ведь вас, доктор!» А я кричу: «Садись! Давай попробуем!» И ничего, обошлось, машина быстро подъехала, и я туда перескочила».
«Между прочим, проктология — одно из наиболее сложных направлений в хирургии,— говорит Левушкина.— Это сейчас есть куча инструментов, а раньше ведь все руками делали, это была ювелирная работа. Специалистов не хватало, хирургов-проктологов во всей России по пальцам можно было пересчитать — ну не было желающих оперировать эту часть организма. Считалось, что дело это грязное и слишком сложное. Поэтому я, конечно, загорелась, когда к нам пришла «путевка» на курсы по проктологии. «Отправляйте меня!» — говорю начальникам. А они еще совещание устроили, сомневались, при том что ни одного хирурга-проктолога в Рязанской области не было. Но тогда один доктор выдвинул аргумент: «Вы посмотрите, у Левушкиной рост подходящий: полтора метра. Ей только проктологией и заниматься»».
С тех пор Алла Ильинична провела более 10 тысяч операций, до сих пор в год оперирует не менее 150 раз. Она 30 лет проработала в санитарной авиации, оказывая помощь жителям отдаленных уголков России, постоянно сталкивалась со сложнейшими случаями. Опыт у нее колоссальный, и до сих пор, несмотря на почтенный возраст, она прекрасно справляется с работой, проводя операции с ювелирной точностью.
Интересно, что рост Аллы Ильиничной всего 150 см, чтобы миниатюрный хирург смогла дотянуться до больного, ей всегда ставят специальную подставку для ног.
Левушкина – пример для подражания молодым коллегам, она полна оптимизма и жизнелюбия. Всю свою жизнь она посвятила помощи окружающим – сейчас помогает племяннику-инвалиду. Алла Ильинична искренне любит животных – в ее квартире проживают восемь котов, за окном зимой всегда висит кормушка для синичек, а для дворовых кошек и собак в сумке обязательно найдется лакомый кусочек колбасы.