Pixanews продолжает серию публикаций снимков Джимми Нельсона, который запечатлел представителей разных исчезающих племен и народов.
ПРОЕКТ ДЖИММИ НЕЛЬСОНА.
Часть 2. Химба (Намибия).
Химба – так называется древнее африканское племя высоких, стройных и величавых пастухов. С 16-го века они живут в разрозненных поселениях. Несмотря на войны и засухи, их быт не претерпел за столетия почти никаких изменений. Племенная структура помогает им выжить в экстремальных природных условиях, подобных которым на Земле почти не встречается.
“Сельское хозяйство – это сначала люди, а потом уже крупный рогатый скот”, – считают химба
Каждый член племени принадлежит двум кланам: отцовскому и материнскому. Браки заключаются так, чтобы богатство распределялось в равных долях. Внешняя атрибутика играет жизненно важную роль, указывая на положение в группе и фазы жизни. Староста – как правило, дед – устанавливает правила для всего племени и следит за их соблюдением.
Таинственная Долина Гартмана
В дождливые годы долина Гартмана представляет собой бескрайние травянистые луга, но в засушливые периоды там всё занесено песком, на котором лишь кое-где виднеются жесткие стебли травы, кустарники и загадочные “круги фей”.
Ее зовут Пераа Мухенджи (Peraa Muhenje)
Хотя они носят очень мало одежды, внешний вид играет очень важную роль в жизни химба. Он указывает на положение в группе и конкретные фазы жизни. Характерная внешность члена племени химба складывается из замысловатых причесок, традиционной одежды, личных украшений и ювелирных изделий, а также смеси козьего жира, трав и красной охры. Эту пасту под названием otjize не только втирают в кожу, но наносят на волосы и покрывают ею предметы туалета.
Существует много спекуляций о происхождении этой практики. Некоторые утверждают, что так делается для защиты кожи от солнца и насекомых. Но химба говорят, что главное тут – эстетическая составляющая, своего рода традиционный макияж, который женщины накладывают каждое утро. Мужчины пастой otjize не пользуются.
День за днем в Долине Гартмана
Обычный день у химба начинается рано. Женщины встают с рассветом или даже раньше и накладывают пасту (otjize) растения омузумба. Они доят скот, который мужчины затем гонят к пастбищам. Если пастбища скудеют, вся деревня снимается с места и перебирается в район более пышных угодий. Молодые люди часто создают отдельные временные поселки и кочуют со стадами, оставляя женщин, детей и стариков в главной усадьбе.
Женщины готовят еду, занимаются садоводством, доят скот, присматривают за детьми, шьют или чинят одежду, мастерят ювелирные изделия и замешивают пасту (otjize). Мука и масло производятся из кукурузы.
Кроме того, они запасаются дровами и приносят воду из колодцев. Дети во всём помогают взрослым.
Намиб ранд
Химба живут в населенных пунктах, рассредоточенных в бассейне реки Кунене (Kunene) на северо-западе Намибии и в юго-западной Анголе. Дома химба – это простые конусообразные хижины, сделанные из связанных друг с другом саженцев и пальмовых листьев и оштукатуренные илом и навозом.
Семья может переходить из одного дома в другой несколько раз в год в поисках хорошего пастбища для своих коз и крупного рогатого скота.
Традиционный образ жизни химба остается неизменным на протяжении поколений, несмотря на войны, засухи и наступление цивилизации, включая гидроэнергетические проекты и пр.
Эталоны красоты в деревне Омбиванго (Ombivango) неподалеку от водопадов Эпупа (Epupa)
На протяжении веков ожерелья и браслеты изготавливались из ракушек, кожи и меди. Замужние женщины носят на голове небольшую корону, сделанную из козьей шкуры. Девушки заплетают волосы в две косы надо лбом.
По достижении половой зрелости они делают прическу, состоящую из множества крошечных косичек, которые смазываются пастой (otjize). Мальчики химба стягивают волосы в небольшой конский хвост, идущий от макушки до лба. Юноши, желающие вступить в брак, тоже носят хвост, но завязанный пучком. Женатые мужчины носят волосы в “тюрбане”.
Уатеререта (Uaterereta) из деревни Омбиванго неподалеку от водопадов Эпупа
Браки заключаются с целью распределения богатства. После свадьбы женщины переезжают в села своих мужей, где они принимают правила нового клана. Мужчины Химба не моногамны и могут иметь по нескольку жен и детей в разных сёлах. Женщины также не моногамны и могут иметь несколько партнеров. Тем не менее, ухаживания и отношения связаны строгими правилами и нормами поведения.
“Мертвое озеро” Влей (Vlei), Соссусфлей (Sossusvlei)
Песчаные дюны Соссусвлей в пустыне Намиб часто называют самыми высокими дюнами в мире. Множество доказательств приводится в пользу этого утверждения, но главное то, что Соссусфлей – это, безусловно, одна из наиболее ярких достопримечательностей Намибии.
“Влей” (‘Vlei’) – это слово на языке африкаанс, оно означает пологую впадину, наполненную водой. Во время исключительно дождливых сезонов Соссусвлей иногда наполняется водой, и многие жители Намибии стекаются туда, чтобы поглядеть на небывалое зрелище. Но обычно там сухо и невыносимо жарко.
Семейная жизнь химба
У народа химба сохраняется племенная структура на основе двустороннего происхождения, что помогает им выжить в экстремальных природных условиях, подобных которым на Земле почти не встречается. Каждый член племени принадлежит двум кланам: клану отца (patriclan, или oruzo) и клану матери (matriclan, или eanda). Руководит кланом старейшина. Сыновья живут в клане своего отца. Сын наследует скот не от отца, а от брата матери.
Дети химба находятся на попечении всех членов семьи, живущих вместе. В возрасте от 10 до 12 лет нижние четыре зуба ребенка (резцы) выбиваются во время церемонии, которая, как полагают, призвана защитить ребенка от опасных влияний и обеспечить помощь со стороны предков.
Водопады Эпупа (Epupa Falls)
Женщины готовят, занимаются садоводством, доят скот, присматривают за детьми, шьют или чинят одежду, мастерят ювелирные изделия и замешивают пасту (otjize). Мука и масло производятся из кукурузы.
Кроме того, нужно запастись дровами и принести воду из колодцев. Дети во всём помогают взрослым.
Матутжави Тжавара (Matutjavi Tjavara), водопады Эпупа
Химба исповедуют монотеизм и поклоняются культу предков. Их бог Мукуру (Mukuru) – творец всего, но он далеко.
Связь с Мукуру осуществляется только через духов мужских предков. По этой причине родовой огонь, или “окуруво” (okuruwo) должен гореть 24 часа в сутки. Мукуру создал мужчину, женщину и скот из одного дерева. Его власть ограничена. Предки могут также значительно влиять на мирские события.
Повседневная жизнь в селении Омурамба (Omuramba)
Селение Химба – это семейный союз, контролируемый старостой, обязанности которого обычно возлагаются на дедушку или старейшего мужчину в клане. Он отвечает за жильё, а также за религиозные аспекты, воплощенные в священном огне, и за соблюдение законов, традиций и конкретных правил клана. Матрилинейный аспект отвечает за движимое имущество и экономические вопросы, такие, как управление финансами и собственностью.
Полномочия старосты клана Химба подтверждаются браслетом “эренге” (erenge). Староста следит за соблюдением правил и традиций при рождении ребёнка, заключении браков и проведении церемонии совершеннолетия. Он выполняет различные ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к участию в повседневной жизни села. Староста также отвечает за соблюдение правил всего племени.