Автор текста и фотографий: Хорхе Адорно (Jorge Adorno), Reuters.
Асунсьон, Парагвай (Asuncion, Paraguay)
На протяжении всей моей жизни я не уставал поражаться тому, что музыка как часть общечеловеческой культуры помогает людям в самых сложных обстоятельствах, особенно во времена конфликтов. Даже немцам удавалось посещать концерты во время войны.
Не так давно я посетил учебный центр Вай’а Ренда (Vy’a Renda), что означает “место радости” на языке гуарани. Этот центр расположен на окраине Асунсьона, в районе под названием Катеура (Cateura), где молодые парагвайцы в условиях крайней нищеты пытаются строить своё будущее. Вай’а Ренда – это школа с занавесками поверх разбитых окон, в которой дети обучаются музыке и играют в оркестре. Их инструменты изготовлены из переработанных отходов – отсюда и название труппы: Оркестр Восстановленных Инструментов Катеуры.
Директор оркестра Фавио Чавес (Favio Chavez) – инженер-эколог при городской свалке мусора в Катеуре, а также музыкант-любитель. В 2006 году он решил помочь детям сборщиков мусора, открыв музыкальную школу, в которой было всего пять инструментов.
Очень скоро учеников стало гораздо больше, чем инструментов, и тогда один из мусорщиков по имени Николас Гомес (Nicolas Gomez) подарил ему инструмент, который он сам сделал из материалов, найденных на свалке.
Г-н Гомес, 48, считает себя музыкантом-самоучкой. У него седые волосы и поношенная одежда, и он очень любит животных и музыку. Его любимым инструментом является виолончель. Этот простой человек гордится тем, что дети и молодежь играют на гитарах, скрипках и виолончелях, которые он сам мастерит. Его любимый звук это тот, который исходит от созданных им инструментов.
Вай’а Ренда находится в трущобах, но образование там в почёте. Музыкальные и академические предметы преподаются на высшем уровне. Моё внимание, однако, привлёк сам г-н Гомес, с которым я познакомился, когда он без предупреждения заглянул в школу во время репетиции оркестра.
Я спросил его: “Это ты тот самый Николас Гомес, который делает эти инструменты?” Когда он ответил утвердительно, я спросил, нельзя ли мне сфотографировать его дома и на работе. Он ответил: “Нет”.
“Мне очень жаль, но я сейчас направляюсь в больницу, потому что у меня лихорадка Денге, – пояснил он. – Может быть, когда мне станет лучше. Мой врач запретил мне сейчас копаться в мусоре. У меня всё тело ломит”.
Тем не менее, я смог навестить его на следующий день: он ослушался своего врача и всё же стал разбирать груды хлама в поисках пустых банок от еды и краски, канистр для бензина и старых проводов.
После краткой экскурсии по мусорной свалке г-н Гомес, человек немногословный, но исключительно выдержанный и порядочный, пригласил меня к себе домой. Там царила крайняя нищета. Он показал мне свою мастерскую, где он делает инструменты. Он живет там со своей женой Нативидад Ромеро (Natividad Romero), а также держит восемь собак, трёх коров и 38 свиней – всё это на участке около 15 метров в поперечнике.
Нативидад приветствовала меня словами: “Ах, опять эти журналисты! Они постоянно приходят, но у нас ничего не меняется к лучшему после публикации их заметок”.
Я ответил ей: “Мадам, я только хочу показать, как ваш муж изготавливает музыкальные инструменты”.
Она ответила на гуарани: “Послушайте, сэр, мы очень бедны. Этот добрый и талантливый человек настолько трудолюбив, что постоянно возится в саду, строит кирпичный забор, копается в мусоре или пытается продать одну из наших свиней. Если бы не он, нам было бы нечего есть. От его искусства нет прока для нашего повседневного существования. Я также занимаюсь переработкой старья. Посмотрите на эти ткани, собранные на свалке. А вот одежда, которую я из них шью на продажу. Такова наша жизнь – и это очень печально”.
Пока я осматривал мастерскую Николаса, выяснилось, что во второй половине дня в Вай’а Ренде состоится церемония, в ходе которой филантроп из США пожертвует 36 современных инструментов для школьного оркестра. Я уговорил г-на Гомеса пойти туда. Когда мы прибыли на место, его тут же узнала и обняла известная парагвайская классическая гитаристка Берта Рохас (Berta Rojas), которая также присутствовала на церемонии.
Филантропа объявили «Заслуженным гражданином» за его акт благотворительности – и это очень здорово. Но кое-что продолжало меня беспокоить. Грустно всё же, что постороннего человека превозносят за материальный вклад в развитие школы, а вот Николаса Гомеса, который отдаёт столько сил, времени и таланта, чтобы обеспечить оркестр необходимыми инструментами, никто даже не упомянул.
Некоторое время спустя я должен был снимать новоизбранного президента Парагвая, на которого возлагают большие надежды, ожидая перемен к лучшему. В одном из своих выступлений он заявил: “Моё правительство будет бороться с нищетой”. Хочется верить, что это был не просто политический лозунг. Вокруг нас есть много людей, материально обеспеченных, но внутренне опустошённых. Однако ещё больше таких, кто богат духовно – несмотря на бедность и ужасающие условия существования.
Музыканты будут радовать нас красивыми звуками, извлекаемыми из любых инструментов, но бедность будет по-прежнему доставлять печаль и боль в Парагвае, где более 30 процентов населения живёт в нищете.