11 октября в Лондоне открылась выставка, на которой впервые были собраны все украшения и камни Чипсайдского тайника. «В мире нет ничего подобного этим сокровищам, — говорит Хэзел Форсит, ее куратор — да, эти украшения принадлежали мещанам, но не стоит забывать, что в то время лондонские купцы были богатейшими людьми Европы. Гораздо богаче британской аристократии».

Выставка «The Cheapside Hoard: London’s Lost Jewels» будет проходить с 11 октября 2013 по 27 апреля 2014.

Драгоценности из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Драгоценности из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Чипсайд (Cheapside) — это улица в лондонском Сити по соседству с собором св. Павла. 18 июля 1912 года рабочие, разбиравшие ветхий, жилой дом XVII столетия по адресу Cheapside 30/32, вскрыв фундамент, обнаружили небольшой погребок, а в нем полусгнивший, деревянный ларец. Содержимое ларца, как описывали потом очевидцы, представляло собой ком слипшейся грязи размером с футбольный мяч. Лишь кое-где сквозь грязь и пыль веков просвечивали золотистые прожилки…

Район Чипсайд в 1890-м году. В 1912 году на в одном из зданий был найден тайник с известным Чипсайдским кладом. Фото: Museum of London

Район Чипсайд в 1890-м году. В 1912 году на в одном из зданий был найден тайник с известным Чипсайдским кладом. Фото: Museum of London

Лондон начала ХХ века активно перестраивался, сносились многие старинные здания, однако практики приглашать на строительные работы в зоне исторической застройки археологов еще не существовало. Весь лондонский архнадзор в ту эпоху воплощал в себе один единственный человек, его звали — Джек Стони (Stony Jack). Он занимал должность инспектора по приобретениям в Лондонском городском музее и владел собственной антикварной лавкой.

Стони Джек, инспектор по приобретениям в Лондонском городском музее и владелец собственной антикварной лавки в своем магазине в Уондсворт, Лондон. Фото: Museum of London

Стони Джек, инспектор по приобретениям в Лондонском городском музее и владелец собственной антикварной лавки в своем магазине в Уондсворте, Лондон. Фото: Museum of London

Джек Стони регулярно обходил стройки, общался с рабочими и выспрашивал их о предметах, выкопанных из земли. Когда ему предъявляли что-то интересное: старинные монеты, осколки керамики, древние украшения, — он стремился приобрести это для Лондонского музея, а если музею вещь не подходила, продавал ее в своей лавке. Со временем Стони приобрел большую популярность среди землекопов, так как всегда честно расплачивался с ними за находки. Даже если принесенная вещь не представляла особой ценности, он угощал их хотя бы кружкой пива.

Один из предметов Чипсайдского клада – брошь, инкрустированная изумрудами и бриллиантами, в виде саламандры. Раньше считалось, что саламандры, приносят удачу, так как они, как считалось, неуязвимы к огню. Фото: Museum of London

Один из предметов Чипсайдского клада – брошь, инкрустированная изумрудами и бриллиантами, в виде саламандры. Раньше считалось, что саламандры, приносят удачу, так как они, как считалось, неуязвимы к огню. Фото: Museum of London

Разумеется, и ларчик, обнаруженный в Чипсайде, очень скоро оказалась в руках Стони. И когда грязь смыли, на свет проступила самая богатая коллекция драгоценностей эпохи Тюдоров и первых Стюартов, названная в последствие Чипсайдским кладом (The Cheapside Hoard).

Комок грязи размером с футбольный мяч таил в себе около 500 ювелирных изделий и неоправленных, драгоценных камней, в том числе: небольшие часы в ларце из изумруда, инкрустированный драгоценностями флакон для духов, тридцать ожерелий, древнеримские и византийские камеи, весьма ценившиеся в Западной Европе, золотые кольца с тонкой резьбой в древнеримском стиле, блестящие шляпные булавки, украшения для волос, уникальные браслеты и подвески, а также изумруды, рубины, сапфиры и другие камни из Колумбии, Индии, Ирана, Афганистана.

В XVII веке Чипсайд был центром лондонских златокузнецов, и, как предполагают английские историки, в начале гражданской войны 1640-х годов один из них решил припрятать свои сокровища до лучших времен. Есть некоторые основания связать Чипсайдский клад с именем Арнольда Лаллза, прибывшего в Англию из Антверпена не раньше 1584 года. Дело в том, что после Лаллза остался альбом с эскизами ювелирных украшений. Не все эскизы сделаны самим Лаллзом, большая часть относится к более раннему периоду, но на два последних, вклеенных в альбом листа содержат имя Лаллза или его инициалы. На одном из этих листов имеется рисунок фиолетовых подвесок в форме виноградных гроздьев, и точно такие же подвески из аметистов были обнаружены среди сокровищ Чипсайдского клада. О подобных же подвесках в виде виноградных гроздьев из аметистов и изумрудов упоминается в завещании, составленном в 1653 году, старшей дочерью Лаллза, — Вивьен Ламарни.

Кольцо с изумрудами из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Кольцо с изумрудами из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Из письма, так же вклеенного в альбом, стало известно, что Арнольд Лаллз поставлял драгоценности ко двору Якова I. Так, в подарок для королевы Яковом I была куплена огромная круглая жемчужина за 900 фунтов. Принцу Генри (старший сын Якова, недоживший до восшествия на престол) досталась золотая цепь и подвеска со св. Георгием, знаки ордена Подвязки, за восемьсот фунтов. Принцу Карлу, тогда еще не наследнику, отец подарил украшение за сто тридцать фунтов.

Печать, выполненная на сердолике, полудрагоценном камне. Печать стала ключевым предметом, благодаря которому удалось вычислить примерный возраст клада. На печати – геральдический знак Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, который получил свой титул виконта в 1640 году. Фото: Museum of London

Печать, выполненная на сердолике, полудрагоценном камне. Печать стала ключевым предметом, благодаря которому удалось вычислить примерный возраст клада. На печати – геральдический знак Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, который получил свой титул виконта в 1640 году. Фото: Museum of London

Но особая ценность Чипсайдского клада заключается, как ни странно, в том, что его содержимое представляют собой украшения не для знати, а для зажиточных горожан, торговцев и дворян среднего достатка. Эти люди не могли так часто, как короли, покупать себе драгоценности и поэтому рассматривали ювелирные изделия как долговременное вложение капитала. Камни могли быть вынуты из оправы и использованы для расплаты по долгам или залога в коммерческой сделке. Кроме того, ювелирные украшения часто переделывали в угоду менявшейся моде. В XVII веке в большом ходу были булавки с драгоценными камнями для широкополых шляп. Столетие спустя — заколки и другие украшения для париков. А в XIX веке предпочтения стали отдавать колье и брошам. Поэтому из так называемых рядовых украшений времен Тюдоров и Стюартов мало что сохранилось в неизменном виде. И Чипсайдский клад позволил историкам восполнить этот пробел.

Кэтрин Найтингейл (Catherine Nightingale), специалист по консервации произведений искусства демонстрирует баночку из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Кэтрин Найтингейл (Catherine Nightingale), специалист по консервации произведений искусства демонстрирует баночку из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

В настоящее время содержимое Чипсайдского клада хранится в трех музеях: самая большая часть коллекции — в Лондонском, а также в Британском и Музее Виктории и Альберта.

Позолоченные латунные карманные часы семнадцатого века из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Позолоченные латунные карманные часы семнадцатого века из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Фигурка попугая, вырезанная из колумбийского изумруда из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Фигурка попугая, вырезанная из колумбийского изумруда из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London

Изысканная подвеска, украшенная рубинами и алмазами из Чипсайдского клада. Некоторые из алмазов были утрачены. Фото: Museum of London

Изысканная подвеска, украшенная рубинами и алмазами из Чипсайдского клада. Некоторые из алмазов были утрачены. Фото: Museum of London

Карманные часы Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, с корпусом из цельного колумбийского изумруда и золотым циферблатом. Фото: Museum of London

Карманные часы Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, с корпусом из цельного колумбийского изумруда и золотым циферблатом. Фото: Museum of London

Аметистовая подвеска-кафф в форме виноградной грозди. Фото: Museum of London

Аметистовая подвеска-кафф в форме виноградной грозди. Фото: Museum of London

Эмалированная золотая бутылочка, украшенная опалами, рубинами, шпинелью, алмазами. Бутылочка предназначалась для хранения духов, созданных из цветов и специй и широко применяемых в то время для «маскировки» неприятных запахов. Бутылочку носили на шее. Фото: Museum of London

Эмалированная золотая бутылочка, украшенная опалами, рубинами, шпинелью, алмазами. Бутылочка предназначалась для хранения духов, созданных из цветов и специй и широко применяемых в то время для «маскировки» неприятных запахов. Бутылочку носили на шее. Фото: Museum of London