Текст и фотографии: Алессандро Бьянки (Alessandro Bianchi), Reuters.

Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, работает над альтом в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, работает над альтом в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.

Отреставрированные скрипки в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Отреставрированные скрипки в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.

Отреставрированные скрипки в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 7 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Отреставрированные скрипки в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 7 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, работает над декой для альта в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, работает над декой для альта в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.

Деки альтов в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 7 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Деки альтов в мастерской Матиаса Менанто в центре Рима, 7 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом – таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией – методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.

Завиток будущей скрипки, которую изготавливают в мастерской французского мастера Матиаса Менанто. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Завиток будущей скрипки, которую изготавливают в мастерской французского мастера Матиаса Менанто. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.

Скрипачка играет на скрипке, которую восстановили в мастерской Матиаса Менанто. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Скрипачка играет на скрипке, которую восстановили в мастерской Матиаса Менанто. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.

Ассистентка Матиаса Менанто, скрипичных дел мастера, занимается реставрацией скрипки в мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Ассистентка Матиаса Менанто, скрипичных дел мастера, занимается реставрацией скрипки в мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, устанавливает кобылку (деревянную подставку под струны) на скрипке в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Матиас Менанто, скрипичных дел мастер, устанавливает кобылку (деревянную подставку под струны) на скрипке в своей мастерской в центре Рима, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.

Клеймо Матиаса Менанто выбито на кобылке (деревянной подставке под струны) скрипки. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото:  REUTERS/ Alessandro Bianchi

Клеймо Матиаса Менанто выбито на кобылке (деревянной подставке под струны) скрипки. Рим, 14 декабря 2012 года. Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi