Автор фотографий: Рания Матар (Rania Matar)
Как мать дочерей-подростков я наблюдаю за их переходом из девичества во взрослую жизнь, очарованная явными и скрытыми переменами, благодаря которым формируется зрелая личность. Беззаботный мир, который они знали и в котором жили до сих пор, постепенно сменяется миром, полным осознания себя и своего места в нём. Я начала фотографировать их и их подруг, и очень скоро поняла, насколько остро они ощущают взаимное присутствие, насколько группа влияет на индивидуальные проявления каждой из них. Осознав это, я решила фотографировать их по отдельности, чтобы на снимках они представали самими собой.
Вначале я предложила девушкам выбрать место, где они бы хотели, чтоб их фотографировали. Многие из них выбрали свою спальню – тогда я и поняла, что это может стать изюминкой проекта. Комната является как бы метафорой, продолжением самой девушки, а девушка, в свою очередь, становится частью комнаты в попытке срастись с собственной материальной и эмоциональной средой обитания.
Работу над этим проектом я начала с моими дочерьми, с их друзьями, с дочерями моих друзей. Постепенно я перешла к съёмкам незнакомых девушек. Мне нравилось открывать новых девчонок и выстраивать с ними отношения по принципу «фотограф/модель», но без излишних требований и недомолвок. Это позволило мне познакомиться с девушками из различных слоев общества и даже из разных миров. Каждой девушке я всегда старалась уделить достаточно времени, чтобы ей было удобно со мной, и в конечном итоге наши фотосессии стали красивыми и доверительными актами сотрудничества. Мне открывалась новая личность, стоящая на пороге взросления, но отчаянно хватающаяся за детство, возврата к которому уже не будет. Человек на грани между двумя мирами в попытке примириться с этим переходным периодом в ее жизни и приспособиться к себе новой и непривычной. Плакаты-портреты рок-звезд, политиков или топ-моделей развешены над кроватью, заваленной плюшевыми зверьками. Зеркала – важнейшая часть комнаты: в них живут отражения личности девушки, доступные взору окружающих. Куча дорогих сердцу мелочей, фотографии, беспорядочно разбросанная одежда, кляксы розового и черного макияжа, просто случайные предметы – всё это, похоже, создаёт ощущение безопасности и уюта в комнате, которая, словно утроба, защищает человека от невзгод внешнего мира.
Начала я эту работу, фокусируясь, в основном, на американских девочках-подростках, но потом решила расширить проект, чтобы показать представительниц двух совершенно несхожих миров: США и Ближнего Востока. Оба этих мира знакомы мне не понаслышке – поэтому я постаралась вложить в свой проект частичку собственной души. Меня особенно поразило то, что девочки в этом возрасте часто сталкиваются с идентичными проблемами, независимо от культуры, религии и предыдущего опыта. Взрослея и преодолевая так называемые «болезни роста», они учатся подходить к решению этих проблем самостоятельно и вполне осознанно, становясь полноправными и полноценными членами общества – где бы это ни происходило.
Благодаря тому, что я была допущена в «святая святых» их индивидуального бытия, я сумела заглянуть в их частную жизнь и внутренний мир. Они почувствовали, что я не собираюсь подходить к ним оценочно, и стали активными участницами проекта. Их искренность и душевная щедрость – истинная привилегия, которую они оказали мне как фотографу и автору этой книги, а также всем моим зрителям и читателям.
Я была глубоко тронута красотой и силой, стремлениями и мечтами этих юных женщин из разных слоев общества и разных миров. Как невидимое зеркало, я старалась отразить эти качества здесь.
Я искренне надеюсь, что участие в этом проекте поможет им лучше раскрыть заложенный в них богатый потенциал.
Биография
Рания Матар родилась и выросла в Ливане. В Соединенные Штаты переехала в 1984 году. Ее работа посвящена женщинам и девушкам Ближнего Востока и США. Она является обладательницей многочисленных наград. Её фотографии представлены в постоянных коллекциях музеев во всем мире. В 2009 и 2010 годах проект «Девушка и её комната» вошёл в число 50 лучших, а затем и выиграл конкурс «Критическая Масса», проводимый профессиональной некоммерческой организацией Фотолюсида (Photolucida). В 2011 году проекту был присуждён почётный приз «Легаси» (Legacy Award) в Гриффиновском музее фотографии (Griffin Museum of Photography). В том же 2011 г. Массачусетский совет по культуре предоставил автору специальную творческую стипендию. «Девушка и её комната» – вторая книга Рании Матар. Она была выпущена издательством «Сень» (Umbrage Editions) и включает также эссе Энн Такер (Anne Tucker) и Сьюзан Мино (Susan Minot). Первая книга Рании Матар «Простые судьбы» (“Ordinary Lives”) была опубликована в 2009 году. Рания Матар преподает в Колледже искусств и дизайна штата Массачусетс.