Pixanews продолжает серию публикаций снимков Джимми Нельсона, который запечатлел представителей разных исчезающих племен и народов.

ПРОЕКТ ДЖИММИ НЕЛЬСОНА.
Часть 1. Казахи (Монголия).
Часть 2. Химба (Намибия).
Часть 3. Племена Новой Гвинеи.
Часть 4. Горока (Новая Гвинея).
Часть 5. Чукчи (Арктика России).
Часть 6. Маори (Новая Зеландия).
Часть 7. Мустанг (Непал).
Часть 8. Цаатаны (Монголия)
Часть 9. Самбуру (Кения).
Часть 10. Тибетцы
Часть 11. Гуарани

Часть 12. Гаучо

Пёстро разодетые бродяги-наездники и ковбои бродили по прериям еще в 1700-х годах, когда равнина была перенаселена дикими быками чимаррон (сimarron). В 18 веке резко подскочил спрос на натуральную кожу, и тогда появились гаучо — вольные охотники-нелегалы, нападавшие на огромные табуны лошадей и крупного рогатого скота.

Этим словом — «гаучо» — стали называть свободолюбивых людей, никогда не разлучающихся с лошадью и кинжалом. По мере того, как обширные участки прерий осваивались и приспосабливались для нужд коммерческого животноводства, для гаучо становилось всё труднее вести свой привычный образ жизни. Но несмотря на это, легенды о них рассказывались и рассказываются, не утрачивая своей популярности.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Эстансия-эль-Омбу, Сан-Антонио-де-Ареко (Estancia el Ombu, San Antonio de Areco), ноябрь 2011

Аргентинские пампасы — покатые холмы, заросшие травами, цветами и кустарником, — вот она, родина гаучо. Пёстро разодетые бродяги-наездники и ковбои бродили по прериям еще в 1700-х годах, когда равнина была перенаселена дикими быками чимаррон, завезёнными в Южную Америку испанским конкистадором Педро де Мендоса (Pedro de Mendoza) в 1538.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Гаучо, ноябрь 2011

Гаучо всегда были одиночками. Они славились выносливостью и бескомпромиссностью, но особенно — своей добротой и щедростью по отношению даже к случайным попутчикам, всегда делясь пищей и кровом, как бы ни были бедны сами. Сыновья гаучо, вырастая, также неизменно становились гаучо.

Досуг гаучо был посвящён азартным играм, пьянству и распеванию под гитару песен-баллад, прославляющих охоту, драки и любовь. Гаучо был неразлучен с конём и кинжалом. С помощью кинжала можно разделать быка, а можно и решить исход спора в свою пользу.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Бродяги, ноябрь 2011

Кое-кто предполагает, что слово гаучо происходит от «мапуче каучу», что означает «бродяга». Другие считают, что тут лучше подходит слово «хуачу» — «сирота» на языке Кечуа.

Каково бы ни было его происхождение, слово «гаучо» впервые появилось на свет в конце 1800-х для описания бродяги-авантюриста, путешествующего в одиночку или с подружкой. Его единственным багажом был большой острый нож «facon», «болеадорас» (boleadoras) — три железных или каменных шара на кожаных шнурах, набрасываемые на ноги животного, чтобы обездвижить его, и «реата» (reata) — лассо для ловли скота и охоты.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Лаго Рока (Lago Roca), ноябрь 2011

Гаучо практиковали дуэли для решения споров, но убийство соперника не являлось целью поединка. Достаточно было оставить отметину на теле — предпочтительно на лице — противника. Этот шрам всегда будет сообщать окружающим, что его обладатель проиграл схватку.

Если один из гаучо смертельно ранил противника по неосторожности, сочувствие распространялось и на убийцу, который с тех пор быть считался опальным изгоем, нуждающимся в охране и помощи. Совершившие убийство преднамеренно такой симпатией не пользовались.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Патагония, ноябрь 2011

Гаучо целыми днями ухаживали за своими стадами и ловили дикий крупнорогатый скот. Будучи кочевниками, гаучо мало времени проводили дома. Их дом — это землянка с коровьими шкурами и лошадиными черепами вместо стульев.

Гаучо обычно не женились на своих подругах. Женщины добровольно растили детей (сыновья, как правило, следовали по стопам отца) и заботились о домашнем хозяйстве.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Национальный парк Лос Глясиарес (Los Glaciares), ноябрь 2011

В гаучо шли люди самодостаточные и свободомыслящие, привязанные лишь к своей лошади и бескрайней равнине. Будучи независимым и жесткими, они отлично знали пампасы и являлись чрезвычайно опытными наездниками, что сделало их идеальными кавалеристами во время войн за независимость (1810–1816) и последовавших затем гражданских войн.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Асадо (Asado), ноябрь 2011

«Полевой» рацион гаучо состоял почти полностью из говядины и мате — травяного чая, богатого кофеином и питательными веществами. Коровы забивались ради шкур, мясо же оперативно жарилось на открытом огне и съедалось ковбоями. Национальные блюда Аргентины являются производными от простого кулинарного искусства гаучо (аsado).

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Лаго Рока, ноябрь 2011

Взгляды гаучо состояли в основном из вековых суеверий, подлакированных римским католицизмом. Не связывая себя социальными обязательствами и предпочитая им личную свободу и независимость, гаучо любой ценой старались выжить, не беспокоясь о таких мелочах, как судьба, смысл, грех, вина, рай или ад.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Сан-Антонио де Ареко (San Antonio de Areco), ноябрь 2011

В 19 веке жизнь гаучо становится все труднее: законы против бродяжничества и пр. загнали вольных наездников далеко вглубь прерий. Обширные участки степей были заселены и освоены. Для гаучо с их мустангами и дикими стадами почти не осталось места.

К тому времени началось коммерческое разведение крупного рогатого скота, и пампасы были превращены в огромные огороженные ранчо. Землевладельцам требовались менеджеры по контролю за разведением и выпасом скота. Никто не мог бы справиться с этой ролью лучше, чем гаучо.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Ледник Перито-Морено (Perito Moreno), ноябрь 2011

В 18 столетии, когда натуральная кожа выросла в цене и начала пользоваться большим спросом, гаучо стали подпольно охотиться на огромные табуны лошадей и крупного рогатого скота.

Гаучо были, как правило, смешанного европейского и коренного происхождения, но иногда к ним примыкали выходцы из Африки и мулаты.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Ранчо Нобепо Айке (Nobepo Aike), Лаго Рока, ноябрь 2011

Типичный наряд гаучо включает пончо (которое служит как подушка для седла и как спальное одеяло), кинжал, кожаный хлыст и свободно облегающие брюки, называемые «бомбачас» (bombachas).

В наши дни гаучо носят на работе комбинезоны и резиновые сапоги, а традиционную одежду берегут для праздничных парадов и торжеств.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Серро Пьетробелли (Cerro Pietrobelli), ноябрь 2011

Со временем даже самые упорные гаучо отказались от своего одиночного существования и стали работать на ранчо. Они больше не кочуют, ухаживают за крупнорогатым скотом, чинят заборы, разводят племенных животных и пасут овец. Их образ жизни значительно изменился, но легенды о гаучо слышатся повсеместно и по-прежнему популярны.