Pixanews продолжает серию публикаций снимков Джимми Нельсона, который запечатлел представителей разных исчезающих племен и народов.

ПРОЕКТ ДЖИММИ НЕЛЬСОНА.

Часть 1. Казахи (Монголия).
Часть 2. Химба (Намибия).
Часть 3. Племена Новой Гвинеи.
Часть 4. Горока (Новая Гвинея).
Часть 5. Чукчи (Арктика России).
Часть 6. Маори (Новая Зеландия).
Часть 7. Мустанг (Непал).
Часть 8. Цаатаны (Монголия)

Часть 9. Самбуру (Кения)

Племя людей самбуру живёт в северной части Кении, где предгорья горы Кения соединяются с северной пустыней. Как скотоводческие нилоты они достигли Кении около пятисот лет назад, двигаясь в южном направлении вдоль долины Рифт (Rift), быстро заселяя всю равнинную территорию.

Самбуру вынуждены кочевать с места на место каждые 5-6 недель в поисках пастбищ для скота. Они независимы и эгалитарны, и придерживаются традиций в гораздо большей степени, чем масаи (Masaai). Их общество зависело от крупного рогатого скота и войн так долго, что им трудно перейти к более оседлому образу жизни.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Хребет Ндото (Ndoto), декабрь 2010

Живописные горные хребты Ндото в северной Кении являются частью дикой, прекрасной и по-прежнему нетронутой страны кочевых народов самбуру. Гордые, счастливые, дружелюбные, они словно бросают вызов современному миру, сохраняя преданность своим вековым традициям и все еще лелея обычаи и красочные церемонии своих предков.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Мужчины самбуру, Лоисаба (Loisaba), декабрь 2010

Кенийская Рифт-Вэлли — это, в основном, сухая и довольно бесплодная земли, поэтому самбуру вынуждены кочевать, чтобы кормить свой скот. Обычно 5-10 семей в течение 5-6 недель разбивают новые лагерные стоянки, прежде чем сменить пастбище. Их хижины лепятся из глины и шкур, внутри на шестах подвешиваются гамаки из травы. Для защиты от диких животных хижины обносятся колючей изгородью. Такие поселения называются «маньяттас» (manyattas). Конструкция хижин позволяет легко демонтировать и перевозить их на новое место. Мужчины занимаются выпасом скота, который является их главным средством к существованию. Женщины отвечают за сбор корней и овощей, дойку коров, доставку воды, заготовку дров, приготовление пищи и уход за детьми. Они также обеспечивают порядок и стабильность.

Обязанности мальчиков и девочек, помогающих родителям, четко разграничены по той же схеме.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Селение Милгис (Milgis), декабрь 2010

Продолжение рода очень важно для Самбуру. Бездетные женщины высмеиваются даже детьми. Самбурийские мальчишки забрасывают коровьим навозом хижины женщин, считающихся стерильными. Ритуал поклонения плодородию включает в себя размещение глиняной фигуры перед домом беременной женщины. Это значит, что неделю спустя в этом доме состоится праздник: муж женщины, друзья и соседи соберутся и полакомятся мясом убитого быка. Затем они вместе помолятся за будущего ребёнка.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Хребет Ндото, декабрь 2010

Поклонение духам предков и даже колдовство являются общепринятой нормой. Ссамбуру верят в чары и совершают традиционные ритуалы для повышения рождаемости, защиты, исцеления и других нужд.

Они также верят в злого духа по прозвищу Милика (Milika). Прорицатели (’laibon’) предсказывают будущее и произносят заклинания, чтобы пророчество сбылось.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Пустыня Кайсут (Kaisut), декабрь 2010

Люди самбуру весьма независимы и эгалитарны. Общие решения обычно принимаются мужчинами (главными старейшинами или главными и младшими старейшинами сообща). Происходит это, как правило, под деревом, обозначающим место проведения совещания.

Женщины могут сидеть во внешнем круге и комментировать или высказывать пожелания через родственников мужского пола. Кроме того, женщины могут устраивать собственные собрания, а затем выносить результаты своих обсуждений на рассмотрение мужского совета.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Бог Нкай (Nkai), декабрь 2010

Племя Самбуру издавна конфликтует с Сомали на культурной почве и относится к исламу с большим недоверием. Практически никто из представителей этого гордого и независимого народа не стал мусульманином. Традиционно они верят в далекого создателя и высшего бога, которого они называют Нкай (или Нгай), как это принято у большинства народов, говорящих на наречии Маа. Нкай предположительно обитает на горных вершинах, в больших деревьях, пещерах и родниках. Старики, чувствующие приближение смерти, мечтают, чтобы их похоронили лицом к величественной горе, где восседает Нкай.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Ньерере и Леуангу (Nyerere & Lewangu), декабрь 2010

Самбурийский брак — это уникальная серия сложных ритуалов. Большое значение придается подаркам жениха (две козьих шкуры, две медные серьги, тыква для хранения молока и овца) и подаркам для самой церемонии. Брак заключается, когда быка, направляемого матерью невесты, вводят в хижину и убивают.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Селение Милгис, декабрь 2010

Мальчики и девочки проходят посвящение во взрослую жизнь, которое включает в себя обучение взрослым обязанностям и обрезание для мальчиков. Два пятилетних этапа инициации в конце концов делают юношу старшим воином — «мораном» (moran).

Посвященные получают право вступить в брак и войти в круг женатых мужчин (круг «младших старейшин»). Девочки также проходят обряд «обрезания» по достижении брачного возраста.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Район Лайкипия (Laikipia), декабрь 2010

Район Лайкипия является одним из 71 района Кении. Он расположен на экваторе в провинции Рифт-Вэлли. На территории района находятся два крупных городских центра: Нанйуки (Nanyuki) на юго-востоке и Ньяхуруру (Nyahururu) к юго-западу.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Ньерере, Ламулен и Лоингу (Nyerere, Lamulen & Loingu) вблизи селения Милгис, декабрь 2010

Жестокие засухи сократили количество доступных пастбищ и, как следствие, поголовье крупного рогатого скота. Это негативно сказалось на благополучии, статусе и положении семейных групп.

Их общество так долго зависело от крупного рогатого скота и войн (как оборонительных, так и захватнических), что им трудно перейти к более сидячему образу жизни. Сомнительные блага современной цивилизации не особенно привлекают людей племени Самбуру.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Лойсаба (Loisaba), район Лайкипия, декабрь 2010

В этом засушливом регионе с редкой растительностью самбуру традиционно пасут быков, коров, овец, коз и верблюдов. Скотоводство имеет огромное значение для культуры и образа жизни самбуру. От животных зависит само выживание племени.

Кочевой образ жизни также играет важную роль: все попытки перейти к оседлому существованию отрицательно сказывались на их самодостаточности и способности сохранять свои традиционные ценности и опыт.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Люди племени Самбуру, декабрь 2010

И мужчины, и женщины носят ярко раскрашенный традиционный наряд «шукка» (shukka) — длинный отрез ткани, которым они свободно оборачивают свои тела. Это дополняется большим количеством красочных ожерелий из бисера, серьгами и браслетами. И мужчины, и женщины носят украшения, изготовленные женщинами. Мужчины Самбуру красят волосы красной охрой, а воины заплетают свои длинные волосы в косы. Лица они покрывают яркими узорами, придающими им особую выразительность.

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Фотопроект «Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Соплеменники, район Лайкипия, декабрь 2010

Самбуру любят петь и танцевать, но традиционно не используют никаких инструментов, даже барабаны. У них есть танцы на все случаи жизни. Мужские танцы включает прыжки: прыжки в высоту из положения стоя являются здесь весьма популярным видом спорта. В большинстве танцев участвуют мужчины и женщины, ведущие раздельные хороводы со специфическими танцевальными па для каждого пола. При этом движения хороводов строго координируются.